Обзоры событий, Пресс-центр

Новое в федеральном законодательстве с 30 июня по 7 июля 2014 года

14.07.2014

cons2

 

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Приказ Минэкономразвития России от 16.12.2013 N 743
«О внесении изменений в некоторые приказы Минэкономразвития России»
Зарегистрировано в Минюсте России 18.06.2014 N 32717.

С 30 июня 2014 года вводятся в действие новые формы запросов о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРП, и сведений, внесенных в ГКН

Также с указанной даты вводится в действие форма запроса о предоставлении копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости.

Кроме того, внесены изменения в:

Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Приказ Минэкономразвития России от 14.05.2010 N 180);

Порядок предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости (Приказ Минэкономразвития России от 27.02.2010 N 75).

Предусмотрено, в частности, что запрос о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРП (внесенных в ГКН), также может быть представлен заявителем в виде бумажного документа при личном обращении в многофункциональный центр, с которым органом, осуществляющим государственную регистрацию прав (органом кадастрового учета), в установленном Правительством РФ порядке заключено соглашение о взаимодействии.

Кроме того, указанные нормативные правовые акты Минэкономразвития России приведены в соответствие с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Приказ Минэкономразвития России от 30.04.2014 N 248
«О внесении изменений в некоторые приказы Минэкономразвития России»
Зарегистрировано в Минюсте России 17.06.2014 N 32697.

С 30 июня 2014 года вводятся в действие новые формы запросов о предоставлении посредством доступа к информационным ресурсам сведений, содержащихся в ЕГРП, и сведений, внесенных в ГКН

Кроме того, внесены изменения в порядок предоставления сведений:

содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Приказ Минэкономразвития России от 27.12.2011 N 766);

внесенных в государственный кадастр недвижимости, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения государственного кадастра недвижимости (Приказ Минэкономразвития России от 07.11.2012 N 716).

В частности, установлено, что предоставление сведений, содержащихся в ЕГРП (внесенных в ГКН), посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу заявителям, зарегистрированным в ФГИС «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», также осуществляется через личный кабинет, размещенный на официальном сайте Росреестра в сети Интернет и обеспечивающий хранение ранее направленных в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав (орган кадастрового учета), обращений.

Кроме того, предусмотрено, что запрос о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРП (внесенных в ГКН), представленный в электронной форме, заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью (ранее — электронной цифровой подписью).

Изменения направлены на приведение нормативно-правовой базы Минэкономразвития России в соответствие с законодательством.

ЖИЛИЩЕ

Федеральный закон от 28.06.2014 N 200-ФЗ
«О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Установлены правовые основы для осуществления общественного жилищного контроля в Российской Федерации

Федеральным законом, в частности:

предусмотрено, что в целях обеспечения прав и законных интересов граждан может осуществляться общественный жилищный контроль, субъектами которого могут являться общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы многоквартирных домов, другие заинтересованные лица в соответствии с законодательством;

к полномочиям органов государственной власти РФ в области жилищных отношений отнесено установление порядка осуществления общественного жилищного контроля.

Кроме того, в Федеральном законе «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в частности:

уточнены условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, и порядок распределения средств Фонда между субъектами РФ;

предусмотрены особенности предоставления финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2012 года, и на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территориях субъектов РФ — Республики Крым и города федерального значения Севастополя;

установлено, что до 1 сентября 2014 года Фонд утверждает лимиты средств на капитальный ремонт для Республики Крым в сумме пятьдесят шесть миллионов девятьсот тысяч рублей и города федерального значения Севастополя в сумме сорок три миллиона триста тридцать тысяч рублей (на цели формирования указанных лимитов направляются доходы, полученные от инвестирования временно свободных средств Фонда).

Приказ Минстроя России от 05.05.2014 N 223/пр
«Об утверждении условий отнесения жилых помещений к жилью экономического класса»
Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2014 N 32911.

Определены условия отнесения жилых помещений к жилью экономкласса в целях реализации программы «Жилье для российской семьи»

К жилью экономкласса относятся жилые помещения:

отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем 3, предназначенный для проживания одной семьи;

блок в составе состоящего из нескольких блоков жилого дома блокированной застройки с количеством этажей не более чем 3, который предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования;

квартира в многоквартирном доме.

При этом жилое помещение не должно быть признано непригодным для проживания и не расположено в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Также предъявляются требования к площади земельного участка, на котором расположен жилой дом, блок в составе жилого дома блокированной застройки, и к общей площади жилого помещения.

Кроме того, при проектировании, строительстве и реконструкции жилого дома или жилого дома блокированной застройки, многоквартирного дома, в которых расположено жилое помещение, должны быть обеспечены, в частности:

класс энергосбережения не ниже «В» (Высокий);

объекты социального и коммунально-бытового назначения;

условия для полноценной жизнедеятельности инвалидов.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Федеральный закон от 28.06.2014 N 199-ФЗ
«О внесении изменения в статью 374 Трудового кодекса Российской Федерации»

Определены гарантии эффективной защиты от увольнения работников, входящих в состав выборных коллегиальных органов профсоюзов, не освобожденных от основной работы

В частности, установлена процедура:

получения согласия вышестоящего выборного профсоюзного органа при увольнении по основаниям, предусмотренным пунктом 2 или 3 части первой статьи 81 ТК РФ (сокращение численности или штата, несоответствие занимаемой должности или работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации), руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним);

представления работодателю мотивированного мнения вышестоящего выборного профсоюзного органа при увольнении указанной категории работников в соответствии с пунктом 5 статьи 81 ТК РФ (неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание).

Федеральный закон учитывает нормы Конвенции МОТ N 135 1971 года, а также позицию Конституционного Суда, выраженную в Определении от 04.12.2003 N 421-О и в Определении от 03.11.2009 N 1369-О-П.

Постановление Правительства РФ от 30.06.2014 N 599
«О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда»

Установлена процедура допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда

Организация считается допущенной к деятельности по проведению специальной оценки условий труда с даты принятия Минтрудом России решения о ее регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда или о возобновлении деятельности организации, в случае если эта деятельность ранее приостанавливалась.

Регистрации в реестре подлежат организации, удовлетворяющие требованиям, установленным Федеральным законом «О специальной оценке условий труда», представившие в Минтруд России соответствующее заявление.

По результатам рассмотрения заявления принимается решение о регистрации организации в реестре либо об отказе в регистрации. Предусмотрены основания для принятия решения об отказе в регистрации.

Указаны основания для приостановления деятельности организации по проведению специальной оценки условий труда, а также для исключения организации из реестра.

Внесение сведений в реестр осуществляется без взимания платы.

Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми и общедоступными для ознакомления на официальном сайте Минтруда России.

Приказ Минтруда России от 07.04.2014 N 195н
«Об утверждении профессионального стандарта «Специалист-эксперт ведомственной приемки в ракетно-космической промышленности»
Зарегистрировано в Минюсте России 27.05.2014 N 32448.

Утвержден профессиональный стандарт для специалистов-экспертов ведомственной приемки в ракетно-космической промышленности

Функции таких специалистов определены как контроль порядка, содержания и результатов работ по обеспечению качества изготовления и надежности изделий ракетно-космической техники на соответствие требованиям нормативной и конструкторской документации.

Требования к образованию по данной профессии: высшее образование — бакалавриат в области ракетных комплексов и космонавтики. Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам (повышение квалификации) не реже одного раза в три года.

Приказ Минтруда России от 07.04.2014 N 196н
«Об утверждении профессионального стандарта «Электромеханик судов с ядерной энергетической установкой, судов атомного технологического обслуживания (всех категорий)»
Зарегистрировано в Минюсте России 05.06.2014 N 32581.

Утвержден профессиональный стандарт для электромехаников судов с ядерной энергетической установкой, судов атомного технологического обслуживания

Функции таких специалистов определены как обеспечение технической эксплуатации атомной паропроизводящей установки на атомном судне, атомно-технологической установки на судах АТО, гребной электрической установки, судовой электростанции, электрических сетей, распределительных устройств, электроприводных механизмов и устройств.

Среди требований к образованию по данной профессии: высшее образование — специалитет в области эксплуатации судового электрооборудования и автоматики в морском образовательном учреждении по программе, соответствующей установленным требованиям.

Приказ Минтруда России от 07.04.2014 N 204н
«Об утверждении профессионального стандарта «Специалист электромеханической службы судов с ядерной энергетической установкой, судов атомного технологического обслуживания (рядовой состав всех категорий)»
Зарегистрировано в Минюсте России 27.05.2014 N 32446.

Утвержден профессиональный стандарт для специалистов электромеханической службы судов с ядерной энергетической установкой, судов атомного технологического обслуживания

Требования к образованию по данной профессии: профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессии судовой электрик. Определены также требования к опыту практической работы.

Приказ Минтруда России от 07.04.2014 N 211н
«Об утверждении профессионального стандарта «Оператор хранилища жидких радиоактивных отходов»
Зарегистрировано в Минюсте России 27.05.2014 N 32445.

Утвержден профессиональный стандарт для операторов хранилища жидких радиоактивных отходов, применяемый работодателями с 1 января 2015 года

Требования к образованию по данной профессии: среднее общее образование; программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих (не менее двух месяцев).

Приказ Минтруда России от 11.04.2014 N 223н
«Об утверждении профессионального стандарта «Специалист плавдока (докмейстер всех категорий) в области атомного флота»
Зарегистрировано в Минюсте России 27.05.2014 N 32441.

Утвержден профессиональный стандарт для специалистов плавдока (докмейстеров всех категорий) в области атомного флота

Функции таких специалистов определены как обеспечение бесперебойной работы дока к подъему-спуску судов атомного флота, обеспечение безопасного подъема, стоянки и спуска судов атомного флота, находящихся в доке.

Требования к образованию по данной профессии: среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена.

Приказ Минтруда России от 11.04.2014 N 224н
«Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по эксплуатации наружных газопроводов низкого давления»
Зарегистрировано в Минюсте России 27.05.2014 N 32443.

Утвержден профессиональный стандарт для специалистов по эксплуатации наружных газопроводов низкого давления

Требования к образованию по данной профессии: среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена; программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Также необходим опыт практической работы в области эксплуатации оборудования и систем газоснабжения не менее одного года.

Приказ Минтруда России от 11.04.2014 N 232н
«Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по эксплуатации очистных сооружений водоотведения»
Зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2014 N 32484.

Утвержден профессиональный стандарт для специалистов по эксплуатации очистных сооружений водоотведения

Требования к образованию по данной профессии: среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена, программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Требуется также опыт практической работы не менее одного года.

Приказ Минтруда России от 11.04.2014 N 236н
«Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по управлению многоквартирным домом»
Зарегистрировано в Минюсте России 02.06.2014 N 32532.

Утвержден профессиональный стандарт для специалистов по управлению многоквартирным домом

Функции таких специалистов определены как обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в этом доме.

Требования к образованию по данной профессии: среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена; дополнительные профессиональные программы — программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Приказ Минтруда России от 11.04.2014 N 243н
«Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по абонентному обслуживанию потребителей»
Зарегистрировано в Минюсте России 30.05.2014 N 32505.

Утвержден профессиональный стандарт для специалистов по абонентному обслуживанию потребителей

Требования к образованию по данной профессии: среднее профессиональное образование по программе подготовки специалистов среднего звена; программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Требуется также опыт работы не менее одного года.

Приказ Минтруда России от 11.04.2014 N 246н
«Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по эксплуатации трубопроводов и оборудования тепловых сетей»
Зарегистрировано в Минюсте России 27.05.2014 N 32444.

Утвержден профессиональный стандарт для специалистов по эксплуатации трубопроводов и оборудования тепловых сетей

Среди требований к образованию по данной профессии: среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена, программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Требуется также опыт практической работы не менее одного года.

Приказ Минтруда России от 11.04.2014 N 250н
«Об утверждении профессионального стандарта «Оператор спецводоочистки в атомной энергетике»
Зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2014 N 32482.

Утвержден профессиональный стандарт для операторов спецводоочистки в атомной энергетике

Требования к образованию по данной профессии: среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих.

Приказ Минтруда России от 14.05.2014 N 310н
«Об утверждении профессионального стандарта «Работник по контролю за состоянием железнодорожного пути»
Зарегистрировано в Минюсте России 30.05.2014 N 32502.

Утвержден профессиональный стандарт для работников по контролю за состоянием железнодорожного пути

Требования к образованию по данной профессии: основные программы среднего общего образования, основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих.

Приказ Минтруда России от 21.05.2014 N 339н
«Об утверждении профессионального стандарта «Корреспондент средств массовой информации»
Зарегистрировано в Минюсте России 05.06.2014 N 32589.

Утвержден профессиональный стандарт для корреспондентов средств массовой информации

Функции таких специалистов определены как подготовка и создание информационного материала, освещающего события, явления, факты, предназначенного для распространения с помощью СМИ.

Требования к образованию по данной профессии: высшее образование — бакалавриат (в особых случаях по решению редколлегии квалификационный уровень может быть снижен).

Приказ Минтруда России от 30.06.2014 N 422н
«О внесении изменений в приложения N 1 и 2 к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 739н «О распределении по субъектам Российской Федерации утвержденной Правительством Российской Федерации на 2014 год квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу»
Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2014 N 32910.

Распределение квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу увеличено по всем федеральным округам

В частности, количество разрешений на работу иностранным гражданам возросло:

по Северо-Западному федеральному округу — с 224416 до 226197 штук;

Южному — с 85252 до 88642 штук;

Северо-Кавказскому — с 7456 до 8451 штуки.

Резерв квоты по Российской Федерации сокращен с 480408 до 454280 штук.

Кроме того, внесены поправки в распределение по субъектам РФ на 2014 год квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу по профессиям, специальностям и квалификациям иностранных работников.

«Рекомендации Федеральной службы по труду и занятости по вопросам соблюдения норм трудового законодательства, регулирующих порядок предоставления работникам нерабочих праздничных дней»
(утв. на заседании рабочей группы по информированию и консультированию работников и работодателей по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, протокол N 1, от 02.06.2014)

Роструд разъяснил вопросы перераспределения рабочего времени в связи с праздничными днями, привлечения к работе в нерабочие праздничные дни и их оплаты

Сообщается, в частности, следующее:

перенос выходных дней при их совпадении с праздничными днями возможен в случае принятия соответствующего федерального закона или нормативного правового акта Правительства РФ и соблюдения сроков официального опубликования таких актов;

правило переноса выходного дня при его совпадении с праздничным на следующий за ним рабочий день распространяется и на региональные праздники, поскольку законодатель не устанавливает для них особенностей и не предусматривает возможности введения иного порядка;

если часть отпуска работника выпадает на 12 и 13 июня 2014 года, то 12 июня как праздничный день из его продолжительности исключается, а 13 июня учитывается как обычный выходной день и включается в продолжительность отпуска;

отдых в праздничные дни не влечет уменьшение заработной платы;

для привлечения работников к работе в нерабочий праздничный день необходимо: наличие законного основания для привлечения к работе, письменное согласие работника (за исключением случаев, когда оно не требуется), в некоторых случаях учет мнения профсоюзной организации, письменное распоряжение работодателя;

работодатель не вправе без согласия работника предоставить ему день отдыха вместо повышенной оплаты работы в нерабочий праздничный день;

оплата выходного дня в одинарном размере означает, что работнику, получающему оклад, сверх оклада выплачивается одинарная дневная ставка.

«Рекомендации Федеральной службы по труду и занятости по вопросу соблюдения норм трудового законодательства при расчете компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в связи с ликвидацией организации и сокращением штата работников»
(утв. на заседании рабочей группы по информированию и консультированию работников и работодателей по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, протокол N 2, от 19.06.2014)

Работник, проработавший в организации более одного года и увольняемый в связи с сокращением штата, имеет право на полную компенсацию за неиспользованный отпуск за последний рабочий год при условии наличия в этом году не менее 5,5 месяцев стажа

В случае если работник в период работы не воспользовался или не в полном объеме воспользовался правом на отпуск, то он имеет право на предоставление неиспользованных отпусков с последующим увольнением либо на выплату денежной компенсации за все неиспользованные отпуска.

Порядок расчета такой компенсации установлен Правилами об очередных и дополнительных отпусках, утвержденными НКТ СССР 30.04.1930 N 169.

Очередной отпуск предоставляется один раз в течение года работы работника у данного нанимателя, считая со дня поступления на работу, то есть один раз в рабочем году. Право на следующий очередной отпуск в счет нового рабочего года возникает у работника по истечении 5,5 месяцев со дня окончания предыдущего рабочего года.

Сообщается, что в части третьей статьи 28 Правил, определяющей иные случаи выплаты полной компенсации при увольнении, речь идет о периоде, за который предоставляется отпуск (рабочий год), а не об общей продолжительности работы у данного работодателя.

Иное толкование данной нормы означало бы неравное положение работников, проработавших в организации менее года, и работающих более длительный срок, т.е. наличие дискриминации.

«Рекомендации Федеральной службы по труду и занятости по вопросу соблюдения норм трудового законодательства при расчете отпускных в связи с принятием Федерального закона от 2 апреля 2014 г. N 55-ФЗ «О внесении изменений в статью 10 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и Трудовой кодекс Российской Федерации»
(утв. на заседании рабочей группы по информированию и консультированию работников и работодателей по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, протокол N 2, от 19.06.2014)

Роструд сообщает о необходимости перерасчета отпускных, если отпуск сотрудника начался до 2 апреля 2014 года, а закончился после этой даты

Это связано с вступлением в силу изменений в Трудовой кодекс РФ, предусматривающих расчет отпускных путем деления суммы начисленной за последние 12 календарных месяцев заработной платы на 12 и на 29,3 — среднемесячное число календарных дней в году. Ранее расчет производился с применением данного показателя в размере 29,4. Новый порядок расчета отпускных должен применяться со 2 апреля 2014 года.

Если часть отпуска приходится на период до этой даты, а остальная часть выпадает на период после вступления изменений в силу, то за период отпуска со 2 апреля 2014 года необходимо рассчитать отпускные по новым правилам.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Федеральный закон от 28.06.2014 N 188-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования»

Принят закон, направленный на совершенствование правового регулирования исчисления и уплаты страховых взносов, а также на устранение недостатков порядка их администрирования

Вносятся изменения в пять федеральных законов: «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования…», «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «Об индивидуальном (персонифицированном) учете…», «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев…», «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

В числе нововведений следует отметить, в частности, следующее:

страхователи, которые подают сведения персонифицированного учета на 25 и более работающих у них застрахованных лиц (в том числе по договорам гражданско-правового характера), обязаны представлять их в электронной форме (ранее на 50 лиц и более);

уточнен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами (из данного перечня, в частности, исключены суммы выходного пособия и среднемесячного заработка на период трудоустройства, сверх установленного размера);

к числу застрахованных лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, дополнительно отнесены арбитражные управляющие, а также иные лица, занимающиеся частной практикой, и установлен порядок их регистрации в территориальных органах страховщика;

установлены условия и порядок предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов;

банкам вменили обязанность выдавать органам контроля за уплатой страховых взносов справки о наличии счетов, об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям;

определены порядок и основания продления (до четырех или шести месяцев) срока проведения выездной проверки.

Федеральный закон от 28.06.2014 N 192-ФЗ
«О внесении изменений в статьи 4.2 и 4.3 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»

Страховщиков, занимающихся социальным страхованием на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязали оказывать застрахованному лицу бесплатную помощь, необходимую для получения страхового обеспечения

Установлено, что страховщик обязан оказывать застрахованному лицу бесплатную помощь, необходимую для получения страхового обеспечения в виде составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, а также в виде представления интересов застрахованного лица в судах в случае, если застрахованное лицо письменно заявляет о такой необходимости и дает согласие на получение и обработку его персональных данных.

Порядок оказания такой помощи устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Федеральный закон от 28.06.2014 N 197-ФЗ
«О внесении изменения в статью 12 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Установлен порядок определения стойкой утраты трудоспособности сотрудников отдельных федеральных органов исполнительной власти

В соответствии с действующей редакцией Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае причинения сотруднику учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов госнаркоконтроля и таможенных органов в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация.

Федеральным законом установлено, что порядок определения стойкой утраты трудоспособности сотрудника будет определяться Правительством РФ.

Постановление Конституционного Суда РФ от 01.07.2014 N 20-П
«По делу о проверке конституционности абзаца первого пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска» в связи с жалобой гражданина В.Ф. Лякина»

Конституционный Суд защитил право инвалидов из подразделений особого риска на возмещение вреда, причиненного их здоровью радиацией

Суд признал не соответствующим Конституции абзац первый пункта 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 2123-1 в той мере, в какой он не предполагает предоставление гражданам из подразделений особого риска, ставшим инвалидами, ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью радиацией.

Как указал суд, действующее законодательство не предусматривает выплаты ежемесячной денежной компенсации гражданам из подразделений особого риска, ставшим инвалидами вследствие воздействия радиации. При этом иные категории военнослужащих, пострадавшие от воздействия радиации, имеют право на ежемесячную денежную компенсацию либо на основании того, что они приравнены к инвалидам-чернобыльцам, либо на основании их отнесения к инвалидам вследствие военной травмы.

Суд решил, что такое регулирование противоречит конституционным принципам равенства и справедливости, которые требуют, чтобы военнослужащие, здоровью которых причинен вред, в равной мере обладали правом на его возмещение.

Федеральному законодателю предписано гарантировать инвалидам из подразделений особого риска право на возмещение вреда, причиненного здоровью радиацией, на равных условиях с другими гражданами из числа военнослужащих, здоровью которых в ходе военной службы был причинен вред радиацией и которые вследствие этого были признаны инвалидами.

До внесения данных поправок указанной категории граждан должна устанавливаться компенсация, предусмотренная пунктом 15 части 1 статьи 14 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Постановление Правительства РФ от 23.06.2014 N 581
«Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»

Правительство РФ упорядочивает свою нормативно-правовую базу в сфере социального обслуживания

Внесены изменения в целый ряд актов Правительства РФ, в том числе в:

перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке РФ осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ (Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 N 239);

Положение о паспорте гражданина Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 08.07.1997 N 828);

Положение о назначении и выплате ежемесячной доплаты к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) гражданам Российской Федерации из числа бывших сотрудников международных организаций системы Организации Объединенных Наций (Постановление Правительства РФ от 23.03.2001 N 229);

Постановление Правительства РФ от 17.11.2010 N 927 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан»;

Правила противопожарного режима (Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390) и др.

В частности, по тексту актов слова «учреждения социального обслуживания» заменены словами «организации социального обслуживания».

Кроме того, скорректированы полномочия Роструда, Минздрава России, Минтруда России. Так, предусмотрено, что Минздрав России будет определять перечень медицинских противопоказаний, в связи с наличием которых гражданину или получателю социальных услуг может быть отказано, в том числе временно, в предоставлении социальных услуг в стационарной форме.

Минтруду России предоставлен ряд новых полномочий в социальной сфере. В частности, утверждение рекомендуемых норм питания получателей социальных услуг по формам социального обслуживания, рекомендаций по определению индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг.

Роструд уполномочен осуществлять федеральный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания.

Кроме того, признаны утратившими силу отдельные акты Правительства РФ.

Постановление вступит в силу с 1 января 2015 года.

Постановление Правительства РФ от 26.06.2014 N 586
«Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за I квартал 2014 г.»

Прожиточный минимум на душу населения в целом по России за первый квартал 2014 года вырос на 5 процентов

Его величина составила 7688 рублей. В четвертом квартале 2013 года она составляла 7326 рублей (Постановление Правительства РФ от 27.03.2014 N 233).

Одновременно в первом квартале 2014 года вырос по сравнению с четвертым кварталом 2013 года прожиточный минимум:

для трудоспособного населения — с 7896 до 8283 рублей;

для пенсионеров — с 6023 до 6308 рублей;

для детей — с 7021 до 7452 рублей.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ

Федеральный закон от 28.06.2014 N 179-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

За финансирование экстремистской деятельности установлена уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 6 лет

Уголовный кодекс РФ дополнен новой статьей — «Финансирование экстремистской деятельности», устанавливающей ответственность за предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг, заведомо предназначенных для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений экстремистской направленности либо для обеспечения деятельности экстремистского сообщества или экстремистской организации, и за совершение тех же деяний лицом с использованием своего служебного положения.

Кроме того, соответствующие поправки внесены в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, федеральные законы «О противодействии экстремистской деятельности», «О противодействии терроризму», в частности, уточнены организационные основы противодействия экстремистской деятельности и положения об ответственности за распространение экстремистских материалов.

Федеральный закон от 28.06.2014 N 193-ФЗ
«О внесении изменения в статью 18 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»

Подозреваемые и обвиняемые получили возможность свидания с их представителями в Европейском Суде по правам человека и лицами, оказывающими им юридическую поддержку в связи с намерением обратиться в эту судебную инстанцию

Свидания предоставляются на основании письменного разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело.

Свидание не разрешается, если его проведение может повлечь за собой воспрепятствование производству по уголовному делу. Свидания предоставляются наедине и конфиденциально без ограничения их числа и продолжительности и могут иметь место в условиях, позволяющих сотруднику места содержания под стражей видеть, но не слышать их участников.

Представителям подозреваемых и обвиняемых в Европейском Суде по правам человека и лицам, оказывающим им юридическую помощь в связи с намерением обратиться в ЕСПЧ, запрещается проносить на территорию места содержания под стражей технические средства связи, а также технические средства (устройства), позволяющие осуществлять киносъемку, аудио- и видеозапись. В случае попытки передачи запрещенных к хранению и использованию предметов, веществ и продуктов питания свидание немедленно прерывается.

Федеральный закон от 28.06.2014 N 195-ФЗ
«О внесении изменения в статью 272 Уголовного кодекса Российской Федерации»

Устранена неточность уголовно-правовой нормы, предусматривающей ответственность за неправомерный доступ к компьютерной информации

Частью первой статьи 272 УК РФ установлена ответственность за неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование компьютерной информации. При этом в качестве одного из видов наказания предусмотрено лишение свободы на срок до двух лет.

Частью второй статьи 272 УК РФ устанавливается ответственность за то же деяние, причинившее крупный ущерб или совершенное из корыстной заинтересованности.

Вместе с тем, несмотря на повышенную общественную опасность такого деяния, санкцией указанной части предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок до шести месяцев.

Несоответствие санкций тяжести деяния возникло вследствие допущенной неточности в Федеральном законе от 07.12.2011 N 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Ввиду того, что наказание в виде ареста в настоящее время не применяется, в целях исключения выявленного правового пробела в части второй статьи 272 УК РФ слова «либо арестом на срок до шести месяцев,» исключены.

Решение Верховного Суда РФ от 06.06.2014 N АКПИ14-472
<О признании частично недействующим абзаца второго пункта 119 Порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ N 640, Минюста РФ N 190 от 17.10.2005>

Лица, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи, при этом каждый пациент имеет право на допуск к нему адвоката

Верховный Суд РФ признал недействующим с момента вступления решения в законную силу абзац второй пункта 119 Порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Министерства юстиции РФ от 17 октября 2005 г. N 640/190, в части установления правового регулирования свиданий с больными, отбывающими наказание в местах лишения свободы и заключенными под стражу, с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи.

Суд, в частности, указал, что положения абзаца второго пункта 119 Порядка были введены в действие не федеральным законом, а ведомственным нормативным правовым актом. Они ограничивают право лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы и заключенных под стражу, на получение юридической помощи при карантине, по другим санитарно-эпидемическим основаниям, а также если посещение больного может привести к ухудшению его здоровья или представлять угрозу его жизни и здоровью окружающих.

Согласно Федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» лица, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи, при этом каждый пациент имеет право на допуск к нему адвоката. Названный Федеральный закон, регулируя отношения в сфере охраны здоровья граждан, не устанавливает ограничений по допуску адвоката, если посещение больного может привести к ухудшению его здоровья или представлять угрозу его жизни, при карантине, по другим санитарно-эпидемическим основаниям.

Санитарно-эпидемиологических требований к порядку посещения адвокатами лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы и заключенных под стражу, Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» не устанавливает.

 

ПРАВОСУДИЕ

Федеральный закон от 28.06.2014 N 186-ФЗ
«О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации»

В АПК РФ внесены изменения, связанные с упразднением ВАС РФ

В частности, согласно поправкам арбитражные суды смогут ссылаться в своих решениях на постановления Пленума и Президиума ВС РФ, а также на сохранившие силу постановления Пленума и Президиума ВАС РФ.

В связи с тем, что из подведомственности арбитражных судов исключены дела об оспаривании нормативных правовых актов (Федеральный закон от 04.06.2014 N 143-ФЗ), главой 23 АПК РФ будет регулироваться рассмотрение соответствующих дел лишь Судом по интеллектуальным правам.

Законом определены особенности кассационного и надзорного производства по арбитражным делам в Верховном Суде РФ.

Кассационные жалобы на вступившие в законную силу решения арбитражных судов, Суда по интеллектуальным правам будут рассматриваться Судебной коллегией ВС РФ. Срок для подачи жалобы составит, по общему правилу, 2 месяца со дня вступления в силу последнего обжалуемого решения.

Поступившие кассационные жалобы будут предварительно изучаться судьей ВС РФ, который будет решать, требуется ли передать жалобу для рассмотрения в Судебную коллегию. Если судья откажет в передаче жалобы, Председатель ВС РФ, а также его заместитель смогут отменить его решение и передать жалобу для рассмотрения.

Основанием для отмены или изменения обжалуемых решений в кассационном производстве будут существенные нарушения норм материального права и (или) процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Надзорные жалобы будут рассматриваться Президиумом ВС РФ. В порядке надзора будут обжаловаться, в частности:

вступившие в законную силу решения Судебной коллегии ВС РФ, принятые по первой инстанции (если они не были предметом апелляционного рассмотрения);

определения Апелляционной коллегии ВС РФ, вынесенные по результатам рассмотрения апелляционных жалоб на решения Судебной коллегии ВС РФ, принятые по первой инстанции;

определения Судебной коллегии ВС РФ, вынесенные в порядке кассационного производства.

Срок подачи надзорных жалоб составит 3 месяца со дня вступления в законную силу указанных решений. Надзорные жалобы будут предварительно изучаться судьей ВС РФ, который будет принимать решение о необходимости их передачи в Президиум ВС РФ.

Закон предоставил право Председателю ВС РФ и его заместителю вносить в Президиум ВС РФ представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора по жалобе заинтересованных лиц.

Такое представление может быть внесено в целях устранения фундаментальных нарушений норм права, которые повлияли на законность обжалуемых постановлений и лишили участников спорных правоотношений возможности осуществить права, гарантированные АПК РФ либо существенно их ограничили.

В качестве оснований для отмены или изменения решений в порядке надзора предусмотрены:

нарушение прав и свободы человека и гражданина, гарантированных Конституцией , общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ;

нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов;

нарушение единообразия в применении и (или) толковании судами норм права.

Постановления Президиума ВС РФ будут вступать в законную силу со дня принятия и не подлежат обжалованию.

Закон определяет переходные положения, связанные с рассмотрением арбитражных дел после упразднения ВАС РФ.

Закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации».

Решение Верховного Суда РФ от 10.06.2014 N ГКПИ14-568
<О признании частично недействующим подпункта «д» пункта 4.3 Порядка проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утв. Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2010 N 54>

Верховный Суд решил, что участники открытых торгов по продаже имущества должников в ходе процедур банкротства не обязаны предоставлять сведения о себе

Суд признал недействующим подпункт «д» пункта 4.3 Порядка проведения открытых торгов, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2010 N 54, в части слов «сведения о заявителе». Суд решил, что указанная норма противоречит пункту 11 статьи 110 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», который не требует от заявителя указывать в заявке на участие в торгах сведения о себе.

Как указал Суд, ранее пунктом 11 статьи 110 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ) предусматривалось, что заявка на участие в таких торгах должна содержать ряд сведений, в том числе сведения о заявителе. Аналогичная норма была воспроизведена и в подпункте «д» пункта 4.3 Порядка.

Однако Федеральным законом от 28.12.2010 N 429-ФЗ пункт 11 статьи 110 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» был изложен в новой редакции, в которой слова «сведения о заявителе» были исключены.

«Обзор практики рассмотрения в 2013 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации»
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 02.07.2014)

Верховный Суд РФ обобщил практику рассмотрения в 2013 году дел об усыновлении детей иностранцами

В обзоре указывается, что в 2013 году количество дел о международном усыновлении, по которым судами вынесено решение, по сравнению с 2012 годом уменьшилось на 48,6 процентов и составило 1247 дел. Чаще всего российских детей усыновляли граждане Италии (46 процентов дел), Испании (20 процентов) и Франции (10 процентов).

В обзоре отмечаются, в частности, следующие позитивные примеры из судебной практики:

опрос в судебном заседании детей в возрасте до 10 лет, достигших достаточной степени развития и способных сформулировать свои взгляды, по поводу их усыновления позволяет рассмотреть дело с максимальным учетом интересов ребенка;

если у судов возникали сомнения по поводу возможности усыновления конкретными заявителями ребенка, имеющего заболевания, суды запрашивали дополнительное заключение компетентного органа иностранного государства о возможности и готовности заявителей усыновить ребенка;

отдельные суды выясняли, намерены ли усыновители способствовать изучению ребенком родного языка, а также поддерживать интерес ребенка к национальной культуре.

«Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010 — 2013 год»
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 02.07.2014)

Верховный Суд РФ обобщил практику по делам, связанным с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями

В обзоре на примерах конкретных дел указывается, в частности, следующее:

членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества могут быть граждане России, имеющие земельные участки в границах такого товарищества;

наследник члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения вправе вступить в члены такого объединения;

для добровольного выхода из указанного объединения не требуется решения общего собрания, предусмотренного законом для исключения из числа членов объединения;

решение общего собрания членов объединения является недействительным в случае отсутствия кворума для принятия решения, а также нарушения процедуры созыва и проведения общего собрания;

по требованию объединения на гражданина, ведущего садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке, суд может возложить обязанность заключить договор на пользование инфраструктурой и другим имуществом общего пользования объединения;

для приватизации земельного участка необходимо, чтобы он находился на территории объединения, выделенной до введения в действие Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ, и заинтересованное лицо, желающее приватизировать участок, являлось членом такого объединения.

 

Обзор подготовлен специалистами компании «КонсультантПлюс»

Источник: "КонсультантПлюс"

Обратная связь


* Отмеченные поля обязательны для заполнения:

* Ваше имя
* Адрес электронной почты
Телефон
Организация/компания
Должность
Тема обращения
* Вопрос/ Комментарий
* Введите символы с картинкиcaptcha

Сообщая адрес своей электронной почты, Вы подтверждаете, что ознакомились
с нашей политикой в отношении персональной информации.

closeBtn