Обзоры событий, Пресс-центр

Новое в федеральном законодательстве с 2 по 9 июня 2014 года

16.06.2014

cons2

 

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ

Федеральный конституционный закон от 04.06.2014 N 9-ФКЗ
«О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»

Конституционный Суд будет принимать решения в сокращенном составе

Согласно поправкам Конституционный Суд сможет осуществлять свою деятельность при наличии не трех четвертей, а двух третей от общего числа судей. Если кто-то из судей выйдет из состава Суда и их число окажется меньше указанного значения, Президент России должен в течение месяца внести в Совет Федерации представление о назначении другого лица на вакантное место.

Суд наделен полномочием проверять на соответствие Конституции вопросы, выносимые на референдум Российской Федерации.

Изменениями установлен срок для подачи жалобы на нарушение конституционных прав и свобод законом, примененным в конкретном деле. Этот срок составит 1 год со дня завершения рассмотрения дела в суде. Жалоба, поданная с его нарушением, будет признаваться недопустимой.

Закон расширил основания для разрешения дел Судом без проведения слушаний. Теперь Суд сможет не проводить слушания, если придет к выводу о том, что вопрос о конституционности нормативного правового акта может быть разрешен на основании правовых позиций Суда, содержащихся в ранее принятых постановлениях, и проведение слушания не является необходимым для обеспечения прав заявителя — гражданина или объединения граждан.

Исключен запрет на рассмотрение без проведения слушаний дел о соответствии Конституции России федеральных конституционных и федеральных законов, а также конституций и уставов субъектов РФ.

Уточнены основания для обращения в Суд Президента России, Совета Федерации, Государственной Думы и т.д. с запросом о проверке конституционности нормативного акта органа государственной власти или договора между такими органами либо их отдельных положений.

Теперь такой запрос допустим, если заявитель считает, что нормативный акт или договор должен действовать вопреки решению межгосударственного органа по защите прав и свобод человека, в котором констатируется нарушение в России прав и свобод человека при применении соответствующего документа и необходимость внесения в него изменений, устраняющих отмеченные нарушения.

Закон вступает в силу со дня официального опубликования.

Федеральный закон от 04.06.2014 N 142-ФЗ
«О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Российские граждане, имеющие вид на жительство в другой стране или гражданство другой страны, обязаны будут письменно уведомлять об этом ФМС России

В такое уведомление должны вноситься, в частности, следующие сведения:

— фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства (место пребывания, место фактического нахождения);

— серия и номер российского паспорта;

— наименование имеющегося гражданства, серия, номер и дата выдачи паспорта иностранного государства либо документа на право постоянного проживания в иностранном государстве;

— дата и основание приобретения иного гражданства или получения документа на право постоянного проживания в иностранном государстве.

К уведомлению прилагается копия паспорта иностранного государства либо документа на право постоянного проживания в иностранном государстве, а также копия российского паспорта.

От обязанности подачи уведомления граждане РФ освобождаются в случаях, предусмотренных международными договорами или федеральными законами.

Неисполнение лицом такой обязанности уголовно наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо обязательными работами на срок до четырехсот часов.

Федеральный закон вступает в силу по истечении шестидесяти дней после дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 04.06.2014 N 146-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

С 1 января 2015 года на местных выборах можно будет проголосовать «против всех кандидатов»

Соответствующая графа будет включена в избирательные бюллетени.

Местные выборы будут признаваться несостоявшимися, если против всех кандидатов проголосует больше избирателей, чем проголосовало за кандидата, набравшего наибольшее количество голосов.

Закон вступает в силу с 1 января 2015 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.

Уведомление СФ ФС РФ от 28.05.2014 N СФ-6
«О Законе Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»

В Совете Федерации появятся представители Российской Федерации

В уведомлении СФ ФС РФ сообщается, что Госдума 23 мая 2014 года и Совет Федерации 28 мая 2014 года одобрили проект Закона РФ о поправке к Конституции РФ «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Закон считается принятым с 28 мая 2014 года и вступает в силу после его одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.

Согласно поправке в Совет Федерации войдут представители Российской Федерации, которых назначит Президент. Их число не должно превышать 10 процентов от числа членов Совета Федерации, представляющих региональные органы государственной власти.

Поправка запрещает вновь избранному Президенту в свой первый срок освобождать от должности таких представителей, если они были назначены до его вступления в должность. Исключения могут быть предусмотрены федеральным законом.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Федеральный закон от 04.06.2014 N 147-ФЗ
«О внесении изменений в статью 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях»

Расширен перечень оснований для проведения внеплановой проверки некоммерческой организации

Установлено, что одним из оснований для внеплановой проверки некоммерческой организации будет являться поступление в Минюст России или его территориальный орган информации от государственных органов, органов местного самоуправления, граждан или организаций об осуществлении некоммерческой организацией деятельности в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявления о включении ее в соответствующий реестр.

В случае выявления некоммерческой организации, осуществляющей деятельность в качестве иностранного агента, и не подавшей заявления о включении в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, Минюсту России предоставлено право по включению такой организации в указанный реестр.

Решение о включении некоммерческой организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, может быть обжаловано в судебные органы.

Федеральный закон от 04.06.2014 N 149-ФЗ
«О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Подписан Закон, направленный на расширение способов реализации страховых услуг посредством их электронных продаж по отдельным видам страхования

Установлены, в частности, следующие правила организации заключения страховщиками договоров страхования в форме электронного документа:

организация на официальном сайте страховщика в сети Интернет информационной системы, посредством которой осуществляется создание и (или) отправка страховщику электронных документов (заявления о заключении договора страхования, а также в случаях, предусмотренных правилами страхования, уведомления о наступлении страхового случая, заявления об осуществлении страховой выплаты (или) иных документов);

при заключении договора страхования в форме электронного документа посредством направления страховщиком страхователю на основании его заявления страхового полиса, подписанного страховщиком усиленной квалифицированной электронной подписью, в качестве подтверждения согласия страхователя заключить договор на предложенных страховщиком условиях предусматривается уплата страхователем страховщику страховой премии (страхового взноса) в соответствии с условиями заключаемого договора страхования;

деятельность страховых агентов и страховых брокеров по оказанию услуг, связанных с заключением договоров страхования в виде электронных документов, не допускается;

предусматривается, что договор страхования не может быть заключен в форме электронного документа при условии, что правила страхования содержат положения о необходимости проведения осмотра страхуемого имущества или обследования страхуемого лица при заключении договора страхования;

правила применения электронной подписи и использования документов в электронном виде при осуществлении обязательного страхования устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.

Также внесено дополнение в Федеральный закон от 02.04.2014 N 37-ФЗ «Об особенностях функционирования финансовой системы Республики Крым и города федерального значения Севастополя на переходный период», которым предусмотрено, что для поддержания функционирования финансовой системы Республики Крым и Севастополя, обеспечения перехода расчетов на указанных территориях на валюту Российской Федерации Банк России вправе осуществлять сделки купли-продажи валюты Украины в наличной и безналичной формах с кредитными организациями, кредитными учреждениями. Банк России вправе приобретать валюту Украины в наличной и безналичной формах до 1 января 2015 года.

Кроме того, внесены изменения в Федеральный закон от 02.04.2014 N 39-ФЗ «О защите интересов физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя», согласно которым в целях обеспечения защиты интересов физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 16 марта 2014 года, с одного месяца до девяноста дней продлен срок подачи вкладчиком заявления о согласии на приобретение автономной некоммерческой организацией «Фонд защиты вкладчиков» его прав (требований) по вкладам в кредитных учреждениях. Течение указанного срока начинается со дня опубликования сообщения в официальном издании.

ЖИЛИЩЕ

Федеральный закон от 04.06.2014 N 152-ФЗ
«О внесении изменения в статью 20 Жилищного кодекса Российской Федерации»

Уточнены отдельные положения ЖК РФ, касающиеся особенностей осуществления государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля

Определено, что к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в рамках государственного жилищного надзора и муниципального контроля, применяются положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения как внеплановых проверок, так и плановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 статьи 20 ЖК РФ.

Постановление Правительства РФ от 31.05.2014 N 503
«О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 641″

Внесены изменения в Правила разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее и холодное водоснабжение и водоотведение

В частности, установлено, что техническое задание на разработку инвестиционной программы должно содержать:

перечень объектов капитального строительства абонентов, которые необходимо подключить к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, или перечень территорий, на которых расположены такие объекты, с указанием мест расположения подключаемых объектов, нагрузок и сроков подключения;

плановые значения показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения;

перечень мероприятий по строительству, модернизации и реконструкции объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения с указанием плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов, которые должны быть достигнуты в результате реализации таких мероприятий.

Инвестиционная программа, в числе прочего, должна содержать:

перечень мероприятий по подготовке проектной документации, строительству, модернизации и реконструкции существующих объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, их краткое описание;

плановый процент износа объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения и фактический процент износа объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения;

предварительный расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на период реализации инвестиционной программы;

план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, план снижения сбросов и программу по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (если такие программы утверждены).

Мероприятия инвестиционной программы разделяются на мероприятия, реализуемые в сфере холодного, горячего водоснабжения, и мероприятия, реализуемые в сфере водоотведения.

Основанием для отказа в утверждении проекта инвестиционной программы и направления ее на доработку являются:

несоответствие инвестиционной программы требованиям к содержанию инвестиционной программы;

несоответствие инвестиционной программы техническому заданию;

недоступность тарифов регулируемой организации для абонентов;

превышение стоимости реализации мероприятий инвестиционной программы, указанных в проекте инвестиционной программы, над стоимостью реализации указанных мероприятий, определенной по укрупненным нормативам цены создания различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и объектов инженерной инфраструктуры, утверждаемым Минстроем России;

превышение стоимости мероприятий, включенных в утверждаемую инвестиционную программу, над стоимостью предельного размера расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществлять концессионером и концедентом в соответствии с концессионным соглашением.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ

Федеральный закон от 04.06.2014 N 141-ФЗ
«О внесении изменения в статью 106 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

Минимальный размер залога по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести снижен в два раза

Установлено, что по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести размер залога не может быть менее пятидесяти тысяч рублей (в ранее действовавшей редакции размер залога по указанным преступлениям не мог быть менее ста тысяч рублей).

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 9
«О практике назначения и изменения судами видов исправительных учреждений»

Верховный Суд РФ разъяснил особенности назначения и изменения видов исправительных учреждений

В постановлении разъясняется, в частности, следующее:

судимости, снятые или погашенные в установленном порядке, судимости за неосторожные преступления, а также судимости, указанные в части 4 статьи 18 УК РФ, не учитываются при признании рецидива преступлений и не могут быть основанием для назначения исправительной колонии строгого или особого режима;

истечение срока погашения судимости за одно или несколько преступлений в период отбывания наказания по последнему приговору не влечет изменения вида исправительного учреждения;

судья не вправе не принять ходатайство осужденного об изменении вида исправительного учреждения, ссылаясь на отсутствие документов, которые обязана представить администрация исправительного учреждения;

фактическое отбытие осужденным предусмотренной законом части срока наказания в соответствии со статьей 78 УИК РФ само по себе не является безусловным основанием для изменения вида исправительного учреждения;

если осужденный отбыл указанную часть срока наказания, суд не вправе отказать в удовлетворении его ходатайства на том основании, что осужденный отбыл незначительную часть срока наказания;

если вред, причиненный преступлением, по гражданскому иску не возмещен осужденным в силу объективных причин (инвалидность осужденного, невозможность его трудоустройства в колонии и т.п.), суд не вправе отказать в изменении вида исправительного учреждения только на этом основании.

ПРАВОСУДИЕ

Федеральный конституционный закон от 04.06.2014 N 8-ФКЗ
«О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и статью 2 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации»

Разъяснения Пленума ВАС РФ по вопросам судебной практики сохранят свою силу до принятия соответствующих решений Пленумом Верховного Суда РФ

Кроме того, внесенными изменениями предусматривается:

исключение из наименования федеральных арбитражных судов округов слова «федеральный»;

передача Пленуму ВС РФ полномочий Пленума ВАС РФ по утверждению судей, входящих в состав президиумов арбитражных судов и Суда по интеллектуальным правам;

передача функции организационного обеспечения деятельности арбитражных судов Судебному департаменту при ВС РФ.

Из положений Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» о судебных коллегиях исключена ссылка на регламент арбитражных судов, который мог предусматривать дополнительные полномочия судебных коллегий.

Регламенты арбитражных судов, утвержденные Пленумом ВАС РФ, будут действовать до принятия Судебным департаментом при ВС РФ соответствующих решений по организации работы арбитражных судов, которые должны быть утверждены Пленумом ВС РФ.

Закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ.

Федеральный закон от 04.06.2014 N 143-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением подведомственности некоторых категорий дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами»

Сокращена подведомственность арбитражных судов

Из подведомственности арбитражных судов исключены дела об оспаривании результатов кадастровой стоимости. Теперь такие дела будут рассматривать суды общей юрисдикции областного уровня.

Кроме того, из их подведомственности исключены дела об оспаривании нормативно-правовых актов. Соответствующие изменения внесены, в частности, в федеральные законы «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», «О рекламе» и «О защите конкуренции».

Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти в сфере таможенного регулирования будут обжаловаться в Верховный Суд РФ.

Поправками в КоАП РФ предусмотрена возможность пересмотра Верховным Судом РФ вступивших в законную силу решений арбитражных судов по делам об административных правонарушениях. Пересмотр будет возможен, если исчерпаны все предусмотренные АПК РФ способы обжалования таких решений в арбитражных судах.

Закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации».

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8
«О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих»

Верховный Суд РФ дал судам разъяснения по вопросам применения законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих

В Постановлении разъясняются вопросы, касающиеся:

подсудности военным судам гражданских дел, дел об административных правонарушениях и материалов о грубых дисциплинарных проступках;

заключения контракта о прохождении военной службы;

назначения на воинские должности и зачисления военнослужащих в распоряжение командиров (начальников);

выдачи денежного довольствия и иных выплат;

права военнослужащих на отдых и жилище;

предоставления социальных гарантий и компенсаций при исполнении обязанностей военной службы;

материальной и иных видов ответственности военнослужащих;

увольнения с военной службы.

«Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года»
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.06.2014)
(Извлечение)

Верховный Суд РФ подготовил обзор судебной практики за четвертый квартал 2013 года

В обзоре разъясняется, в частности, следующее:

требования налогового органа о привлечении к субсидиарной ответственности на основании пункта 2 статьи 10 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) по обязательствам должника по уплате обязательных платежей руководителя должника подлежат рассмотрению судом общей юрисдикции;

отказ лица, выплачивающего должнику периодические платежи, в принятии для принудительного исполнения исполнительного документа о единовременном взыскании с должника денежных средств, превышающих в сумме 25 тысяч рублей, не лишает взыскателя права, в частности, направить (предъявить) исполнительный документ судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения;

на отношения между собственниками помещений в многоквартирном доме и управляющей организацией по возмездному договору управления многоквартирным домом распространяется Закон РФ «О защите прав потребителей»;

земельные участки сельскохозяйственного назначения для осуществления садоводства, огородничества и ведения дачного хозяйства могут предоставляться только гражданам, входящим в состав садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения;

действия водителя, перевозящего пассажиров и багаж легковым такси без разрешения на осуществление такой деятельности, подлежат квалификации по части 2.1 статьи 12.3 КоАП РФ.

ПРОКУРАТУРА. ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ. АДВОКАТУРА. НОТАРИАТ

Федеральный закон от 04.06.2014 N 145-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации»

В ряд федеральных законов внесены изменения, касающиеся военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, а также порядка обеспечения военнослужащих этих органов

Законом, в частности, предусматривается:

исключение работников военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета из численности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, сохраняя при этом за ними статус военнослужащих;

регулирование организационных мероприятий, связанных с указанными изменениями;

уточнение порядка социального обеспечения и социальной защиты данных лиц;

терминологические уточнения отдельных законодательных актов РФ.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.

 

Обзор подготовлен специалистами компании «КонсультантПлюс»

Источник: "КонсультантПлюс"

Обратная связь


* Отмеченные поля обязательны для заполнения:

* Ваше имя
* Адрес электронной почты
Телефон
Организация/компания
Должность
Тема обращения
* Вопрос/ Комментарий
* Введите символы с картинкиcaptcha

Сообщая адрес своей электронной почты, Вы подтверждаете, что ознакомились
с нашей политикой в отношении персональной информации.

closeBtn