Обзоры событий

Государственный и муниципальный заказ по новым правилам Федеральной контрактной системы: изменения законодательства

27.05.2013

Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» призван урегулировать пробелы, возникающие в сфере государственных и муниципальных заказов. После вступления в силу данный закон полностью заменит Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Закон вступает в силу с 1 января 2014 года, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

Предназначение федеральной контрактной системы заключается в создании единого цикла формирования, размещения госзаказа и исполнения госконтрактов. Это должно обеспечить качество поставляемых товаров, работ и услуг, эффективное использование ресурсов, надежное управление технологическими и экономическими рисками, снижение коррупции в сфере госзаказа.

Важным нововведением закона является единая информационная система, включающая в себя планы закупок, реестр контрактов, реестр недобросовестных поставщиков, каталоги товаров и услуг, типовые контракты, реестр жалоб, а также результаты мониторинга и аудита в сфере закупок.

В соответствии с ч. 1 ст. 112 Закона, он применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу закона.

К отношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено данной статьей.

Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют свою силу.

Сфера регулирования в рамках федеральной контрактной системы охватывает стадию формирование госзаказа, стадию размещения госзаказа, и стадию исполнения.

Федеральная контрактная система также частично включает:

  • планирование бюджетных ассигнований на государственные закупки (в части прогнозирования потребности, обоснования приоритетных направлений);
  • управление созданными активами.

На официальном сайте Министерства экономического развития  РФ в приведен следующий перечень нормативно закрепляемых функций федеральной контрактной системы:

  • управление контрактами (с момента формирования обоснований бюджетных проектировок до момента эксплуатации результата исполнения государственного контракта), в том числе, на базе единых принципов проектного управления;
  • использование результатов государственных контрактов предыдущих периодов в целях обоснования бюджетных проектировок;
  • мониторинг рыночных цен на закупаемую продукцию, реализация эффективных процедур размещения государственного заказа;
  • идентификация проблем реализации государственных контрактов на всех стадиях его исполнения, разработка критериев и процедур принятия соответствующих управленческих решений;
  • подбор оптимальных организационных, управленческих и финансовых схем исполнения государственного контракта с учетом специфики закупаемых товаров, работ и услуг;
  • выработка оптимальной для заданного результата формы государственного контракта, включая выбор схемы обеспечения качества его исполнения;
  • оценка рисков государственного контракта (формирование и ведение реестра и карты рисков государственных контрактов);
  • выполнение обязательства государственного заказчика по обеспечению качества результатов государственных контрактов;
  • контроль и мониторинг исполнения государственных контрактов;
  • определение и применение мер корректирующего воздействия в случаях негативной оценки хода реализации контракта;
  • принятие решений о наложении штрафных и иных санкций при исполнении государственных контрактов;
  • учет и паспортизация проектов, государственных контрактов;
  • обеспечение обязательной публикации хода исполнения государственных контрактов;
  • оценка эффективности реализации контрактов с учетом степени достижения ожидаемого социально-экономического результата;
  • обобщение и распространение лучшего опыта формирования, размещения и исполнения государственного заказа.

В целом создание федеральной контрактной системы позволит повысить эффективность государственного заказа на основе:

  • использования современных инновационных методов управления государственными закупками (организационно-функциональная структура, государственно-частное партнерство, информационно-аналитическая система, управление рисками и т.д.);
  • установления постоянно действующей обратной связи от исполнителя к заказчику, федеральным органам исполнительной власти, обществу на основе мониторинга всего жизненного цикла государственного контракта;
  • методического обеспечения системы заключения и исполнения государственных контрактов;
  • своевременного выявления государственных контрактов с существенными отклонениями от параметров аналогичных государственных контрактов, проведения оценки и принятия соответствующих мер по повышению их экономической эффективности.

Способы проведения государственных закупок в целом не изменятся. В дополнение к ранее применяемым способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Законом вводятся новые: конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс и запрос предложений. Открытый аукцион будет проводиться только в форме электронного аукциона.

Закон изменяет правила определения начальной цены госконтракта, правила оценки заявок на участие в госзакупках, правила изменения и расторжения госконтракта, правила надзора за деятельностью государственных и муниципальных заказчиков. Одним из новшеств закона выступает установление особенностей исполнения уже заключенных контрактов.

Элементы ФКС уже введены в некоторых регионах. Полное тестирование контрактной системы пройдет уже в этом году в Алтайском крае.

Источник:

Обратная связь

Наш контактный телефон

+7 (804) 333-81-00

Контактное лицо: Марина Внукова

* Отмеченные поля обязательны для заполнения:

* Ваше имя
* Адрес электронной почты
Телефон
Организация/компания
Должность
Тема обращения
* Вопрос/ Комментарий
* Введите символы с картинкиcaptcha

Сообщая адрес своей электронной почты, Вы подтверждаете, что ознакомились
с нашей политикой в отношении персональной информации.

closeBtn